Концепты Делеза:
"Капитализм
и шизофрения"
1) Шизанализ -
это модификация психоанализа, основанная на вере в то, что никакого базового
ядра у бессознательного нет (эдипов комплекс и семейный роман). Делез говорит,
что ничего этого нет, а есть разные желания, которые появляются в силу
определенных причин. Они могут быть реализованы, реализованы или периодически
реализовываемые. Бессознательное - это просто масса или совокупность желаний.
Психоанализ появляется как реакция на капитализм. Капиталистическая семья,
позднехристианская мораль - все это сруктурировала бессознательное. Фрейд
смотрел на бессознательное через призму своего культурного опыта (Руднев).
2) Существует
два образа: полое тело без органов (Органчик) и "Фабрика желания".
Это две части человека, одна из которых превалирует в нем.
Фабрика желания/желающая
машина: каждый человек выделяет гормоны, кровь разводит их, а психика
производит готовые желания.
Шизофрения - это высшая форма существования фабрики
желаний (мир расщипляется).
Полное тело без
органов - это репрессивный аппарат человека, ориентация человеческой психики на
подавление себя и окружающих. Стремление превратить всех людей в однотипную
массу (леваки).
Паранойя - это высшая степень тела без органов (когда
человек подвержен какой-то супер идеи).
Шизойдные
проявления - это хорошо, это творчество, а паранойя - это фашизм, это плохо.
Задача шизанализа вскрыть в человеке его шизофреничность, снять с человека все
его ограничения.
Культура может развиваться как линейно, так и ризомно
(это мочковатая система в ботанике), т.е. нелинейно, децентрализовано.
Отличительная
особенность его творчества - создание новой терминологии, которую он именует
"варварскими словами", позволяющими вводить новые значения.
По мнению Ж. Делёза и Ф. Гваттари, психоанализ, так же как и
капитализм, способствует угнетению человека (потому что лечит, потому считает что есть норма) и
его отчуждению. Ратуя за освобождение человека, в совместно написанной работе
"Капитализм и шизофрения", состоящей из двух томов (т. 1: Анти-Эдип (1972);
т. 2: Тысяча плато (1980.
Капитализм
осуждается Ж. Делёзом и Ф. Гваттари за тотальную денатурализацию человека,
разрыв его естественных связей с природой, за возникшее отчуждение между
человеком и социумом.
Человек
как желающее производство
Характерное для Нового времени суждение
о противопоставлении природы и человека Ж. Делёз и Ф. Гваттари не разделяют.
Расхожие суждения "человек - царь природы", "человек - высшее
творение" уступают место иной трактовке: "человек и природа как одна-единственная сущностная
реальность производителя и произведенного" (натурализм; механицизм).
У человеческого тела есть организмы
(желающие машины): машина-ухо, машина-рот, машина-анус, машина-желудок,
машина-кишечник. Желания не могут быть безостановочными, они обязательно
перемежаются перерывами. У них нет плана работы, они работают на всех уровнях и
во всех направлениях, каждый говорит на своем собственном языке.
Если
закрыть глаза, зажать нос, заткнуть уши, если эти и другие органы отнять,
остается тело без органов. Тело без органов - это антипроизводство, это
непроизводящее.
Образование "тела без органов"
- необходимый момент производства. Тело без органов жизненно.
Между желающими машинами и телом без
органов разгорается явный конфликт, поскольку существование работающих органов
объясняется тем, что желание -это прежде всего желание жизни, желание
действовать, создавать. Однако одновременно желание есть и желание смерти,
остановки, что объясняет существование тела без органов.
Наряду с желающими машинами и телом без
органов введен третий термин в этом перечислении, или "линейной
серии", как пишет Ж. Делёз, - "огромный недифференцированный
объект". "Окажутся ли машины настолько разболтанными, а их детали
настолько разъединенными, чтобы вернуть пас в ничто?"
Итак,
состыковка производства с антипроизводством и составляет искомый синтез.
В отличие от такого понимания Ж. Делёз и
Ф. Гваттари объявляют желание физическим, механическим процессом, действующим
подобно заводу.
То,
что З. Фрейд произвел фундаментальное открытие либидо, они ставят ему в
заслугу, но отмечают, что эту же сущность он снова подверг отчуждению. Ж. Делёз и Ф.
Гваттари также используют это понятие в своей концепции. У них либидо - это энергия
желающих машин. Либидо у З. Фрейда инвестирует общественное поле как
таковое только при том условии, что оно десексуализируется и сублимируется. Авторы "Анти-Эдипа"
напротив, видят, что "либидо в любви и сексуальности инвестирует именно
само общественное поле в его экономических, политических, исторических, расовых
и других определениях - либидо беспрестанно бредит Историей, континентами,
королевствами, расами, культурами".
Психоанализ рассматривается как один из
институтов буржуазного общества, осуществляющего территоризацию желания.
Отождествляя бессознательное с мифом и трагедией, психоанализ рассматривает его
как символическое, как субъективные представления, как чистые означающие, не
имеющие отношения к объективности. "Мы считаем, что так называемое первичное вытеснение не может
иметь какого-то другого смысла - это не "контринвестирование", а
отталкивание желающих машин телом без органов".
"Завод", "ателье"
были превращены Фрейдом в театр, миф.
Задача
в работе с бессознательным заключается в том, чтобы изучить его как желающее
производство, выявить его революционный шизофренический потенциал. В этом случае
такой метод приобретает дополнительные исследовательские возможности и
дополняет марксизм - теорию, в которой излагаются законы социального
производства, но не учтено производство желания.
Ж. Делёз и Ф. Гваттари лишают всякого
символического значения бессознательное, трактуют его как энергию,
инвестируемую в разнообразные формы деятельности человека. Для них шизофреник это тот, кто
уклоняется от любой эдиповой, семейной или персонологичской референции.
Задуманный как средство реализации
желающего производства, шизоанализ предполагает осуществление двух обширных
программ: негативной и позитивной.
Негативная
программа состоит в радикальном разрушении представлений о содержимом
бессознательного. "Шизоанализ должен всеми силами предаться необходимому
разрушению. Разрушить верования и представления, сцены театра". Освобождение
бессознательного от образов, структур, символов способно обнаружить его
производственную мощь и послужить исходной точкой для объяснения реальной
культурной деятельности человека.
При реализации позитивной программы намечается выполнение
двух основных задач. Первая
состоит в том, чтобы обеспечить осуществление желающего производства; вторая
связана с реализацией единства желающего и социального производства. Шизоаналитик
- не врач и не театральный режиссер, а механик, умеющий разбираться в желающих
машинах и в особенностях проявления их деятельности в культуре.
Задача
шизоанализа - детерриторизация потоков желаний и опрокидывание их в порядок
желающего производства.
Шизоанализ всецело
функционален, он не интерпретирует либидо, а выявляет энергию.
В социальной жизни наряду с желающими
машинами имеются облаченные полные тела, аналогами которых названы земля, тело
деспота, капитал - деньги. Особенности
возникающих связей между желающими организмами и общественными прослеживаются
на трех стадиях развития истории: дикости, варварства, цивилизации. На этапе дикости имеет место
единство природных желаний и социальной деятельности. В последующие исторические
периоды возникает разобщенность, которая все более увеличивается. На цивилизационной стадии разрыв
между желаниями индивида и социальной деятельностью достигает своего апогея.
Отсюда отчуждение индивида в цивилизационном обществе и необходимость поиска
путей к его преодолению.
Подлинное
освобождение желания, объединение его с социальными процессами, свободный выбор
исторических кодов, записанных на теле без органов, т.е. введение
шизофренического стиля жизни, согласно Ж. Делёзу и Ф. Гваттари, может привести
к возникновению "новой человечности".
Примеры правильной жизни авторы видят в
поведении "шизо", который живет по законам желаний. Реальными
прототипами такого образа жизни становятся ребенок, дикарь, артист,
революционер.
Фундаментальной оппозицией,
характеризующей культуру, для авторов выступает противопоставление двух полюсов
- шизофрении и паранойи, образующих два противостоящих способа мышления. Соответственно
шизофрения рассматривается Ж. Делёзом и Ф. Гваттари как позитивная, а паранойя
- как негативная черта культуры.
В совместно написанной Ж. Делёзом и Ф.
Гваттари книге "Ризома" (1976) (впоследствии в переработанном виде
была включена в качестве введения ко второму тому книги "Капитализм и
шизофрения" - "Тысяча плато"). Издавна дерево было образом мира,
а корень - образ древа-мира. Свою концепцию авторы строят па примере различного
устройства книги. Первый тип книги - книга-корень. Это классическая книга,
имеющая стержень, ствол, крону. Бинарная логика - это духовная реальность
дерева-корня. Второй тин
книги представляет собой систему-корешок, где главный корень почти до конца
уничтожен; к нему прививается и обретает чрезвычайное развитие множество
вторичных корней. Такую систему они называют ризома. Принципиальное отличие ризомы
заключается в том, что она может развиваться куда угодно и принимать любые
конфигурации, ибо ризома абсолютно нелинейна, и, по заключению авторов, мир
потерял свой стержень.
В
отличие от ризоморфной культуры, логика древовидной культуры - это логика
жестких векторно ориентированных структур. Воплощением древесного художественного мира служит
классическая книга. Ризома
- карта, хаосмос.
Номады (кочевники) выступают
историческим прототипом и образом парадигмы корневища (ризомы). Кочевники в
этом понимании не имеют ни прошлого, ни будущего, они только появляются и
всегда становятся, имея не историю, но широкую географию.
Ризома
как организационная модель находит свою конкретизацию в постмодернистском
художественном творчестве,
в рамках которого идеал оригинального авторского произведения сменяется идеалом
конструкции как
стереофонического потока явных и скрытых цитат, каждая из которых отсылает к
различным и разнообразным сферам культурных смыслов. Это второй образ
книги, и именно за ним будущее. Книга-ризома будет реализовывать принципиально иной тип связей: все ее
точки будут связаны между собой, но связи эти не структурированы, множественны,
запутаны, они то и дело неожиданно прерываются. Ризомная культура не
застывшее явление.
Восток - ризома, Запад - дерево, Америка
- центр.
Признавая неравномерность развития мира
культуры, Делез отмечает, что периоды оскудения в культуре сменяются периодами
расцвета.
Искусство осуществляется как таковое. Оно интерпретируется им в
контексте машинного производства: производит цепи декодированных потоков,
которые запускают машины желаний. Искусство представляет собой процесс без
цели: оно не может быть привязано к какой-либо школе или традиции; оно не может
подчиняться какому-то коду или канону. Делез считает, что, если бы не
искусство, люди не смогли бы выжить. Миссия художника поэтому очень высока, Ж.
Делёз рассматривает его как "врача цивилизации".
Что касается философии - то это
сопротивление, сопротивление глупости. Она препятствует людям стать
"безмозглыми скотами", каковыми бы они были без философии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий