вторник, 26 января 2016 г.

11. Современная культура в интерпретации Ж. Делёза.

Концепты Делеза:

"Капитализм и шизофрения"
1) Шизанализ - это модификация психоанализа, основанная на вере в то, что никакого базового ядра у бессознательного нет (эдипов комплекс и семейный роман). Делез говорит, что ничего этого нет, а есть разные желания, которые появляются в силу определенных причин. Они могут быть реализованы, реализованы или периодически реализовываемые. Бессознательное - это просто масса или совокупность желаний. Психоанализ появляется как реакция на капитализм. Капиталистическая семья, позднехристианская мораль - все это сруктурировала бессознательное. Фрейд смотрел на бессознательное через призму своего культурного опыта (Руднев).
2) Существует два образа: полое тело без органов (Органчик) и "Фабрика желания". Это две части человека, одна из которых превалирует в нем.

Фабрика желания/желающая машина: каждый человек выделяет гормоны, кровь разводит их, а психика производит готовые желания.
Шизофрения - это высшая форма существования фабрики желаний (мир расщипляется).

Полное тело без органов - это репрессивный аппарат человека, ориентация человеческой психики на подавление себя и окружающих. Стремление превратить всех людей в однотипную массу (леваки).
Паранойя - это высшая степень тела без органов (когда человек подвержен какой-то супер идеи).

Шизойдные проявления - это хорошо, это творчество, а паранойя - это фашизм, это плохо. Задача шизанализа вскрыть в человеке его шизофреничность, снять с человека все его ограничения.

Культура может развиваться как линейно, так и ризомно (это мочковатая система в ботанике), т.е. нелинейно, децентрализовано.



Отличительная особенность его творчества - создание новой терминологии, которую он именует "варварскими словами", позволяющими вводить новые значения.
По мнению Ж. Делёза и Ф. Гваттари, психоанализ, так же как и капитализм, способствует угнетению человека (потому что лечит, потому считает что есть норма) и его отчуждению. Ратуя за освобождение человека, в совместно написанной работе "Капитализм и шизофрения", состоящей из двух томов (т. 1: Анти-Эдип (1972); т. 2: Тысяча плато (1980.
Капитализм осуждается Ж. Делёзом и Ф. Гваттари за тотальную денатурализацию человека, разрыв его естественных связей с природой, за возникшее отчуждение между человеком и социумом.

Человек как желающее производство
Характерное для Нового времени суждение о противопоставлении природы и человека Ж. Делёз и Ф. Гваттари не разделяют. Расхожие суждения "человек - царь природы", "человек - высшее творение" уступают место иной трактовке: "человек и природа как одна-единственная сущностная реальность производителя и произведенного" (натурализм; механицизм).
У человеческого тела есть организмы (желающие машины): машина-ухо, машина-рот, машина-анус, машина-желудок, машина-кишечник. Желания не могут быть безостановочными, они обязательно перемежаются перерывами. У них нет плана работы, они работают на всех уровнях и во всех направлениях, каждый говорит на своем собственном языке.
Если закрыть глаза, зажать нос, заткнуть уши, если эти и другие органы отнять, остается тело без органов. Тело без органов - это антипроизводство, это непроизводящее.  Образование "тела без органов" - необходимый момент производства. Тело без органов жизненно.
Между желающими машинами и телом без органов разгорается явный конфликт, поскольку существование работающих органов объясняется тем, что желание -это прежде всего желание жизни, желание действовать, создавать. Однако одновременно желание есть и желание смерти, остановки, что объясняет существование тела без органов.
Наряду с желающими машинами и телом без органов введен третий термин в этом перечислении, или "линейной серии", как пишет Ж. Делёз, - "огромный недифференцированный объект". "Окажутся ли машины настолько разболтанными, а их детали настолько разъединенными, чтобы вернуть пас в ничто?"
Итак, состыковка производства с антипроизводством и составляет искомый синтез.
В отличие от такого понимания Ж. Делёз и Ф. Гваттари объявляют желание физическим, механическим процессом, действующим подобно заводу.
То, что З. Фрейд произвел фундаментальное открытие либидо, они ставят ему в заслугу, но отмечают, что эту же сущность он снова подверг отчуждению. Ж. Делёз и Ф. Гваттари также используют это понятие в своей концепции. У них либидо - это энергия желающих машин. Либидо у З. Фрейда инвестирует общественное поле как таковое только при том условии, что оно десексуализируется и сублимируется. Авторы "Анти-Эдипа" напротив, видят, что "либидо в любви и сексуальности инвестирует именно само общественное поле в его экономических, политических, исторических, расовых и других определениях - либидо беспрестанно бредит Историей, континентами, королевствами, расами, культурами".
Психоанализ рассматривается как один из институтов буржуазного общества, осуществляющего территоризацию желания. Отождествляя бессознательное с мифом и трагедией, психоанализ рассматривает его как символическое, как субъективные представления, как чистые означающие, не имеющие отношения к объективности. "Мы считаем, что так называемое первичное вытеснение не может иметь какого-то другого смысла - это не "контринвестирование", а отталкивание желающих машин телом без органов".
"Завод", "ателье" были превращены Фрейдом в театр, миф.
Задача в работе с бессознательным заключается в том, чтобы изучить его как желающее производство, выявить его революционный шизофренический потенциал. В этом случае такой метод приобретает дополнительные исследовательские возможности и дополняет марксизм - теорию, в которой излагаются законы социального производства, но не учтено производство желания.
Ж. Делёз и Ф. Гваттари лишают всякого символического значения бессознательное, трактуют его как энергию, инвестируемую в разнообразные формы деятельности человека. Для них шизофреник это тот, кто уклоняется от любой эдиповой, семейной или персонологичской референции.
Задуманный как средство реализации желающего производства, шизоанализ предполагает осуществление двух обширных программ: негативной и позитивной.
Негативная программа состоит в радикальном разрушении представлений о содержимом бессознательного. "Шизоанализ должен всеми силами предаться необходимому разрушению. Разрушить верования и представления, сцены театра". Освобождение бессознательного от образов, структур, символов способно обнаружить его производственную мощь и послужить исходной точкой для объяснения реальной культурной деятельности человека.
При реализации позитивной программы намечается выполнение двух основных задач. Первая состоит в том, чтобы обеспечить осуществление желающего производства; вторая связана с реализацией единства желающего и социального производства. Шизоаналитик - не врач и не театральный режиссер, а механик, умеющий разбираться в желающих машинах и в особенностях проявления их деятельности в культуре.
Задача шизоанализа - детерриторизация потоков желаний и опрокидывание их в порядок желающего производства. Шизоанализ всецело функционален, он не интерпретирует либидо, а выявляет энергию.
В социальной жизни наряду с желающими машинами имеются облаченные полные тела, аналогами которых названы земля, тело деспота, капитал - деньги. Особенности возникающих связей между желающими организмами и общественными прослеживаются на трех стадиях развития истории: дикости, варварства, цивилизации. На этапе дикости имеет место единство природных желаний и социальной деятельности. В последующие исторические периоды возникает разобщенность, которая все более увеличивается. На цивилизационной стадии разрыв между желаниями индивида и социальной деятельностью достигает своего апогея. Отсюда отчуждение индивида в цивилизационном обществе и необходимость поиска путей к его преодолению.
Подлинное освобождение желания, объединение его с социальными процессами, свободный выбор исторических кодов, записанных на теле без органов, т.е. введение шизофренического стиля жизни, согласно Ж. Делёзу и Ф. Гваттари, может привести к возникновению "новой человечности".
Примеры правильной жизни авторы видят в поведении "шизо", который живет по законам желаний. Реальными прототипами такого образа жизни становятся ребенок, дикарь, артист, революционер.
Фундаментальной оппозицией, характеризующей культуру, для авторов выступает противопоставление двух полюсов - шизофрении и паранойи, образующих два противостоящих способа мышления. Соответственно шизофрения рассматривается Ж. Делёзом и Ф. Гваттари как позитивная, а паранойя - как негативная черта культуры.
В совместно написанной Ж. Делёзом и Ф. Гваттари книге "Ризома" (1976) (впоследствии в переработанном виде была включена в качестве введения ко второму тому книги "Капитализм и шизофрения" - "Тысяча плато"). Издавна дерево было образом мира, а корень - образ древа-мира. Свою концепцию авторы строят па примере различного устройства книги. Первый тип книги - книга-корень. Это классическая книга, имеющая стержень, ствол, крону. Бинарная логика - это духовная реальность дерева-корня. Второй тин книги представляет собой систему-корешок, где главный корень почти до конца уничтожен; к нему прививается и обретает чрезвычайное развитие множество вторичных корней. Такую систему они называют ризома. Принципиальное отличие ризомы заключается в том, что она может развиваться куда угодно и принимать любые конфигурации, ибо ризома абсолютно нелинейна, и, по заключению авторов, мир потерял свой стержень.
В отличие от ризоморфной культуры, логика древовидной культуры - это логика жестких векторно ориентированных структур. Воплощением древесного художественного мира служит классическая книга. Ризома - карта, хаосмос.
Номады (кочевники) выступают историческим прототипом и образом парадигмы корневища (ризомы). Кочевники в этом понимании не имеют ни прошлого, ни будущего, они только появляются и всегда становятся, имея не историю, но широкую географию.
Ризома как организационная модель находит свою конкретизацию в постмодернистском художественном творчестве, в рамках которого идеал оригинального авторского произведения сменяется идеалом конструкции как стереофонического потока явных и скрытых цитат, каждая из которых отсылает к различным и разнообразным сферам культурных смыслов. Это второй образ книги, и именно за ним будущее. Книга-ризома будет реализовывать принципиально иной тип связей: все ее точки будут связаны между собой, но связи эти не структурированы, множественны, запутаны, они то и дело неожиданно прерываются. Ризомная культура не застывшее явление.
Восток - ризома, Запад - дерево, Америка - центр.
Признавая неравномерность развития мира культуры, Делез отмечает, что периоды оскудения в культуре сменяются периодами расцвета.
Искусство осуществляется как таковое. Оно интерпретируется им в контексте машинного производства: производит цепи декодированных потоков, которые запускают машины желаний. Искусство представляет собой процесс без цели: оно не может быть привязано к какой-либо школе или традиции; оно не может подчиняться какому-то коду или канону. Делез считает, что, если бы не искусство, люди не смогли бы выжить. Миссия художника поэтому очень высока, Ж. Делёз рассматривает его как "врача цивилизации".

Что касается философии - то это сопротивление, сопротивление глупости. Она препятствует людям стать "безмозглыми скотами", каковыми бы они были без философии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий