вторник, 26 января 2016 г.

9. Ж.-Ф. Лиотар. Постмодерн в изложении для детей.

В книге французского философа Ж.-Ф. Лиотара (1924-1998) «Постмодерн в изложении для детей» представлены письма 1982-1985 гг., адресованные детям знакомых. Уточнение «в изложении для детей» не означает «в упрощенном виде», скорее, наоборот, подтверждает авторскую концепцию «детства», которое сближается с «событием». Последнее - одна из главных тем Лиотара, подробно разбираемая в книге «Распря» (1983), с которой то и дело перекликается настоящий сборник. Помимо уточнения понятий «постмодерн», «постмодернизм», «постсовременность», рассматривается целый ряд смежных проблем, главным образом из области философии политики (легитимация, тоталитаризм, соотношение демократии и республики). Кроме того, автор корректирует свою нарратологическую концепцию, изложенную в книгах «Языческие наставления» (1977) и «Состояние постмодерна» (1979). На русском языке полностью публикуется впервые.

Фр философ Лиотар (1924-1998) в работе «сост посмтмод-на» обращается к теме постмодерна. Приступая к анализу изменившееся в 20 в. ситуации в к-ре, т.е. к постмодерну или постсовременности, Л выделяет ее отличительную особенность – закат так называемых больших нарративов западной к-ры. Он исходит из того, что в каждой к-ре всегда сущ-ют свои повествовательные структуры.; в европейской к-ре они основаны на идеях просвещения: рационализма, прогресса истории, сциентизма итд. Метанаррация – это своеобразная идеология модерна, которая навязывает обществу и к-ре в целом определнный мировоззренчески комплекс идей. Эти идеи ограничивают, упорядочивают, контралируют и подавляют человека, осуществляют насилие над ним. Его сознанием. Господство метанарраци в эпоху модерна свидетельствовало о доверии к ним субъектов. Л выделяет «легитимирующие» (узаконивающие) большие нарративы, цель которых – обосновать господство существующего политического строя, законов морал норм, соответствующего им образа мышления и структуры соц-х институтов. Это такие метанарративы, как рационализм, прогресс истории, сциентизм, антропоцентризм, свободы, легитимность знания. Перечисленные нарративы, как в свое время мифы имели целью обеспечить легитимацией опред-ые общест институты, соц-полит практики, законадательства, нормы морали, способы мышления итд, но в отличие от мифов они искали эту легитимность не в прошлом, а в будущем. Л провозглашает «закат метанарраций» или кризис легитимации «больгших рассказов» в постмодернистскую эпоху.к этому привело мнов-о причин, среди которых есть и катастрофические события 20 в. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Однако, главное событие 20 в, способствующее утрате веры в большие повествования, это «Освенцим». Это слово- символ заимствованное у Адорно, испол-ся в качестве парадигмального обозначения начала  новой эпохи, по меньшей мере с конца 50-х гг., обозначавших в Европе конец ее восстановления. По слова Л «Освенцим» - это преступление, которое открывает постсовременность.

В этой же работе «сост пост-на» Л анализирует  изменивщееся в постмодернистской ситуации состояние знания. Специфика пост-ой ситуации в том, что отсутствует как универсальный метаязык, на поиск которого была ориентирована вся классическая наука, так и традиционная легитимация знания. Ведущей фигурой, согласно Л, становится не профессор, а экспериментотор. В современных усл, когда новые науки открываются на стыках дисциплин, отвергаются любые формы регламентации; осн черта пост-го знания – имманентность самому себе. Он сравнивает состояние знания в традиц-ю, класс-ую и в постсовременную эпохи.традиц знание синхронно, не нуждается в легитимации тк имманентно повествованию. Класс знание делало ставку на один тип языковой игры, главная задача, которой – истина. В постм-ой ситуации сложившиеся теории предстают как некие повествования, но лишь в скрытом виде. Связь знания и общества носит внешний хар-р и требует легитимации и институализации. В качестве легитимации знания Л предлагает паралогию, кот разрушает прежние высказывания и правила и генирирует новые. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий