В книге французского
философа Ж.-Ф. Лиотара (1924-1998) «Постмодерн в изложении для детей»
представлены письма 1982-1985 гг., адресованные детям знакомых. Уточнение «в
изложении для детей» не означает «в упрощенном виде», скорее, наоборот,
подтверждает авторскую концепцию «детства», которое сближается с «событием».
Последнее - одна из главных тем Лиотара, подробно разбираемая в книге «Распря»
(1983), с которой то и дело перекликается настоящий сборник. Помимо уточнения
понятий «постмодерн», «постмодернизм», «постсовременность», рассматривается
целый ряд смежных проблем, главным образом из области философии политики
(легитимация, тоталитаризм, соотношение демократии и республики). Кроме того,
автор корректирует свою нарратологическую концепцию, изложенную в книгах
«Языческие наставления» (1977) и «Состояние постмодерна» (1979). На русском
языке полностью публикуется впервые.
Фр философ Лиотар (1924-1998) в работе «сост посмтмод-на» обращается к
теме постмодерна. Приступая к анализу изменившееся в 20 в. ситуации в к-ре,
т.е. к постмодерну или постсовременности, Л выделяет ее отличительную
особенность – закат так называемых больших нарративов западной к-ры. Он исходит
из того, что в каждой к-ре всегда сущ-ют свои повествовательные структуры.; в
европейской к-ре они основаны на идеях просвещения: рационализма, прогресса
истории, сциентизма итд. Метанаррация – это своеобразная идеология модерна,
которая навязывает обществу и к-ре в целом определнный мировоззренчески
комплекс идей. Эти идеи ограничивают, упорядочивают, контралируют и подавляют
человека, осуществляют насилие над ним. Его сознанием. Господство метанарраци в
эпоху модерна свидетельствовало о доверии к ним субъектов. Л выделяет
«легитимирующие» (узаконивающие) большие нарративы, цель которых – обосновать
господство существующего политического строя, законов морал норм, соответствующего
им образа мышления и структуры соц-х институтов. Это такие метанарративы, как
рационализм, прогресс истории, сциентизм, антропоцентризм, свободы,
легитимность знания. Перечисленные нарративы, как в свое время мифы имели целью
обеспечить легитимацией опред-ые общест институты, соц-полит практики,
законадательства, нормы морали, способы мышления итд, но в отличие от мифов они
искали эту легитимность не в прошлом, а в будущем. Л провозглашает «закат
метанарраций» или кризис легитимации «больгших рассказов» в постмодернистскую
эпоху.к этому привело мнов-о причин, среди которых есть и катастрофические
события 20 в. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство
разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана. Однако, главное
событие 20 в, способствующее утрате веры в большие повествования, это
«Освенцим». Это слово- символ заимствованное у Адорно, испол-ся в качестве
парадигмального обозначения начала новой
эпохи, по меньшей мере с конца 50-х гг., обозначавших в Европе конец ее
восстановления. По слова Л «Освенцим» - это преступление, которое открывает
постсовременность.
В этой же работе «сост пост-на» Л анализирует изменивщееся в постмодернистской ситуации
состояние знания. Специфика пост-ой ситуации в том, что отсутствует как
универсальный метаязык, на поиск которого была ориентирована вся классическая
наука, так и традиционная легитимация знания. Ведущей фигурой, согласно Л,
становится не профессор, а экспериментотор. В современных усл, когда новые
науки открываются на стыках дисциплин, отвергаются любые формы регламентации;
осн черта пост-го знания – имманентность самому себе. Он сравнивает состояние
знания в традиц-ю, класс-ую и в постсовременную эпохи.традиц знание синхронно,
не нуждается в легитимации тк имманентно повествованию. Класс знание делало
ставку на один тип языковой игры, главная задача, которой – истина. В постм-ой
ситуации сложившиеся теории предстают как некие повествования, но лишь в
скрытом виде. Связь знания и общества носит внешний хар-р и требует легитимации
и институализации. В качестве легитимации знания Л предлагает паралогию, кот разрушает прежние
высказывания и правила и генирирует новые.
Комментариев нет:
Отправить комментарий