Франкфуртская школа сложилась к концу
1920-х гг. па базе Института социальных исследований при Университете во
Франкфурте-на-Майне. Основатели школы и главные теоретики - М. Хоркхаймер, Т.
Адорно, Л. Левенталь, Г. Маркузе, Э. Фромм. Активно сотрудничал с ними В.
Беньямин. Среди наиболее видных представителей второго поколения Ю. Хабермас.
Основное направление их деятельности
связано с критическим анализом современного общества. В своих сочинениях они
опираются на идеи предшественников - Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, З.
Фрейда, М. Вебера и др. Культура
в их теории предстала как многоплановое явление и была связана с процессами
осмысления и познания действительности, с мировоззрением человека.
Основные этапы деятельности:
первый - с начала 1920-х гг. до
эмиграции из Германии в связи с приходом власти фашистов;
второй связан с работой в Женеве и
Париже, в 1939-49 гг. - в США;
третий - с 1949 г. - снова во
Франкфурте-на-Майне после возвращения М. Хоркхаймера и Т. Адорно в Германию (Э.
Фромм и Г. Маркузе остались в США).
В 1970-е гг. школа практически
распалась, хотя отошедшие от ее идей представители второго поколения продолжают
работу.
Для
концепций культуры 1930-40-х гг. характерно активное выступление против
фашизма, исследование проблем авторитаризма, психологии нацизма. Культура
подверглась резкой критике за то, что опустилась до низкопоклонства перед
насилием, за то, что выполняла функции идеологии и утратила былую духовность.
В американский период критика культуры
усилилась, охватив еще больший спектр актуальных проблем, среди которых - стандартизация жизни, влияние
индустриального общества на духовный мир человека. Особо пристальное
внимание было направлено на феномен массовой культуры, порожденной массовым
обществом.
В 1960-е гг. интересы представителей
Франкфуртской школы сосредоточились, в основном, на проблемах человека. Репрессивное влияние,
оказываемое на человека индустриальной культурой, на угрожающее воздействие
техники па сферу культуры.
Развивались трактовки авангардного
искусства как оппозиционного и альтернативного классическому.
Культурологические
исследования в творчестве В. Беньямина
Особое значение в развитии
культурфилософской концепции Франкфуртской школы принадлежит немецкому философу
культуры Вальтеру Беньямину (1892-1940), который, хотя и не принадлежал к
Институту социальных исследований, но стоял у его истоков и активно сотрудничал
с ним. В его взглядах выражено влияние марксизма, а также психоанализа и
мистицизма.
Если в былые времена существование
искусства изначально связывали с религией, культом, то в современную эпоху эти
качества нивелируются, искусство становится товаром (Энди Уорхолл). Тиражирование приводит к тому,
что искусство теряет так называемую ауру. С ее утратой изменяется и
место художника, и позиции зрителя в мире. Эта мысль В. Беньямина впоследствии
получила глубокую разработку в работах последующих мыслителей. В частности, на него ссылается
Ж. Бодрийяр при описании порядка симулякров, возникающих по мере эволюции
культуры.
Для творчества В. Беньямина характерна
острая социальная направленность. Незавершенной работой В. Биньямина стали
"Парижские пассажи" (часть опубликована в 1955 г. - "Париж,
столица девятнадцатого столетия"), в которых осуществлен целостный анализ парижской культуры в
единстве ее многообразных проявлений от высокого искусства до быта и рекламы.
Его привлекали темы культурной преемственности, значимости культурного
наследия, осознание новых возможностей в меняющейся жизни и необходимость
критического отношения к процессам распада духовных ценностей, распространению
нигилизма и отчуждения личности. И хотя наследие В. Беньямина
фрагментарно и, казалось бы, не так велико, но, благодаря инициативе Т. Адорно,
было осуществлено переиздание его работ, что составило семитомное собрание
сочинений, опубликованное в 1972-1989 гг.
Макс
Хоркхаймер
(1895-1973), будучи основателем Франкфуртской школы, выдвинул обширную
программу социальных исследований, которая охватывала область культуры в
широком се понимании, включая науку, религию, искусство, мораль, право,
общественное мнение, стиль жизни, спорт, моду, развлечения. Он поставил задачу создания
целостной теории современного общества, которая была нацелена на изучение
изменений и особенностей современной социокультурной ситуации и привела бы к
выявлению новых возможностей, а в перспективе - к новой культурной и социальной
практике. Все эти постулаты и составили основу критической теории -
главного создания Франкфуртской школы, которая разрабатывалась более 40 лет.
Одним
из важнейших направлений созданной ими критической теории было осмысление места
разума в истории и его воздействия на социокультурную сферу.
В работе "Диалектика
Просвещения" - Просвещение - абсолютно тоталитарный проект, потому что
господство рациональности приводит к нивелированию рациональных ценностей -
фашизм.
Рациональность подавляет человеческое
существо. Поток информации и умудряет и отупляет людей. Любая культура,
особенно массовая накладывает на человека набор клише, "печать
единообразия" из которых он не может вылезти. Слияние культуры с
развлечением (Вольтер очень сильно любил дидактические пьесы) ведет к деградации культуры и одухотворению
развлечения.
Культура - товар.
Помимо совместно с М. Хоркхаймером
написанной "Диалектики Просвещения", Теодор Адорно (1903-1969)
является автором многих книг, главной среди которых он считал "Негативную
диалектику" (1966). Здесь он усугубляет освещаемые им ранее проблемы
культуры, но излагает их в академической манере, исходя из некоторых постулатов
гегелевской философии. Автор
считает, что единственно приемлемое отношение к миру - отношение отрицания.
Такая стратегия становится необходимой после того, как культура потерпела
неудачу: "Освенцим доказал, что культура потерпела крах". Пытаясь возродиться, культура,
превращается в идеологию. Он убежден: тот, кто ратует за сохранение культуры, -
становится ее сообщником. Эту же тему отрицания Т. Адорно развил на
материале современного ему искусства в другой значительной работе
"Эстетическая теория" (1969). Одна из центральных проблем - отношение искусства к
действительности. Искусство, согласно Т. Адорно, не является простым отражением
и воспроизведением эмпирической реальности.
Искусство
лишь тогда становится искусством, когда "преодолевает" реальность и
образует качественно новую, художественную систему. Функция
мимесиса, по его мнению, упраздняется в современном художественном творчестве,
и сегодня главную функцию
осуществляет конструкция, которая становится содержательна сама по себе, не
выражая никакого содержания в общепринятом смысле.
Многие теоретические построения Т.
Адорно сложились под влиянием идей В. Беньямина (монтажа, который, по сути,
есть отрицание художественного образа).
Истинным искусством, по его убеждению,
может быть только искусство отрицания, коим является театр абсурда С. Беккета
(сближается с Ницше).
В
работе "Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических
лекций" Т. Адорно пишет о перспективе "таких условий жизни, при
которых культура перестает быть ношей на плечах людей" (главное мирно
смотреть в небо, а не понимать "Героическую симфонию" Бетховена). Отмечает динамику видов искусства к
деградации, вульгарности, бездушии, несдержанной чувственности, массовому
оглуплению.
Культурологические
исследования в творчестве Г. Маркузе
Основные идеи "Диалектики
Просвещения" разделяет Герберт Маркузе (1898-1979), который вместе с тем
предлагает собственный вариант понимания культурно-исторического развития. Его
идеи отражены в книгах "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный
человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969) и др. У него четко проводится
различение понятий "культура" и "цивилизация".
Культура связывается им
с саморазвитием человека в истории, она возникает в сфере духовного производства,
свободы, праздности, досуга. К
цивилизации относится сфера материального труда, жесткая регламентация человеческой
деятельности, осознание природной необходимости.
В
соответствии с учением Фрейда, Маркузе трактует изначальную фазу человеческой
истории как столкновение принципа наслаждения и принципа реальности.
Культура ограничивает человека,
материальная цивилизация ограничивает человека еще больше.
Средством
преодоления отчуждения для Г. Маркузе стала его идея новой чувственности,
которая пробуждает эстетическое измерение человеческого существования и
ориентирует индивида на ценности искусства, а не на утилитарно-практические
предписания науки.
Критически
оценивая современное ему общество, Г. Маркузе вводит понятия "одномерное
общество" и "одномерный человек", имея в виду опасную тенденцию
политического и духовного уравнивания.
???
Одномерное общество опасно тем, что порождает человека, полностью зависимого от
государственных структур и потому лишенного всякой творческой инициативы и
самостоятельности???
Природа асоциальна, поэтому как только
появляется тотальное обобществление, то сразу агрессия.
Решение:
бесконечного протеста, великого отказа, тотальной революционности.
Юрген Хабермас крупнейших мыслителей
современности. В 1960-х гг. его позиционировали как ведущего представителя
молодого поколения Франкфуртской школы.
Поворотом для него стала "Диалектика
Просвещения", но затем он посчитал, что черезмерный разрыв с разумом
подрывает основы самого критицизма.
Социолог
предлагает перейти от критических (революционных) установок классической
критической теории к реформистским методам. Он создает такую теорию, в которой
изнутри инициируются дискуссии об обществе, критика понимается как одна из разновидностей социальной
практики.
Ю. Хабермас: "Модерн не
завершен". Культурный модерн, согласно Ю. Хабермасу, сформировался в эпоху
Просвещения. Ученый отмечает, что мыслители теперь подразделяются на разные
группы, в зависимости от того, "придерживаются ли они идей Просвещения,
какими бы потрепанными они ни были, или же поставили крест па проекте
модерна". Ю. Хабермас анализирует тс проблемы, которые возникли в связи с
реализацией проекта модерна.
По
мере реализации культурный модерн породил собственные апории:
-
возникла дистанция между культурами специалистов и широкой публикой;
-
культурная рационализация грозит обеднением жизненного мира;
-
происходит обособление ценностных сфер науки, морали и искусства, которые
обретают собственную историю развития.
Мыслитель верно замечает, что для
процессов взаимопонимания необходима передача культурных традиций во всем
объеме, что необходимо взаимопроникновение когнитивных толкований, моральных
ожиданий, выражений и оценок.
Исходя из использования приставки "пост"
в словах "постиндустриальный", "постструктуралисты",
"поставангардный", которая, по его мнению, выражает опыт прерывности,
дистанцируется от прошлого, он расценивает постмодернистов как антимодернистов
и младоконсерваторов, над которыми парит "конечно дух воскрешенного в
1970-е годы Ницше".
Во многих работах Ю. Хабермаса идет
серьезная полемика с постмодернизмом. При этом он пишет, что у него нет
сомнений относительно благотворного влияния постмодернизма на современные
дебаты. Автор признает то,
что "постмодернистские подходы с полным правом изобличают колонизаторские
последствия добившихся господства во всем мире коммуникативных образцов и
дискурсов западного происхождения. Это верно для значительной части
материальной и символической культуры западной цивилизации, распространившейся
через глобальные сети рынков и СМИ". Но Ю. Хабермас справедливо
замечает, что постмодернистские подходы не работают при объяснении проблем
Азии, Южной Америки и Африки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий