Завершившееся европейское монополистическое лидерство.
Сдвиг в творческом лидерстве человечества от монополистического господства
Европы в Америки, Азию и Африку.
Сдвиг уже начался и
проявлял себя:
·
в распаде великих европейских
империй (таких как Британская и Французская)
·
в уменьшении политического и
культурного влияния Европы в международных отношениях
·
в перемещении творческой активности
некоторых европейских народов на другие континенты (англо-саксов – в
Соединённые Штаты, Канаду и Австралию; испанцев и португальцев – в Латинскую
Америку)
·
в творческом росте азиатской России
по сравнению с европейской частью
·
в возрождении великих культур Азии
и Африки (индийской, китайской, японской, индонезийской, арабской, еврейской и
др.)
·
успешное освобождение народов Азии
и Африки от колониального рабства:
1.
быстрый рост их политической и
социальной независимости, их влияния в международных делах, их научного и
технологического развития (включая рост числа нобелевских и других лауреатов)
2.
успешное распространение их
религиозных, философских, этических, художественных и культурных ценностей в
западном мире и мн. др.
Типы социокультурных систем:
1. Чувственный тип. Древняя
Ассирия, античная Греция и Рим. С XV в. доминирует в
Западной Европе. Темы и персонажи искусства: реальные события и представители
различных социальных групп. Задача искусства – доставлять удовольствие
реципиенту (зрителю, слушателю). Стиль натуралистичен, свободен от символизма.
Создатели искусства – профессионалы. На смену чувственному придет
идеациональный тип.
2.
Идеациональный тип основан на принципе
«сверхъчувствительности» и «сверхразумности» Бога. Ее черты видны в культуре
Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII–VI вв. до н. э.), Древней Греции (IX–VI вв. до н. э.) и в
западноевропейском Средневековье V–XII вв. Идеациональное искусство
нацелено на религиозную тематику. Доминирующий сюжет: сверхчувственное царство
Бога. Герои: сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления,
спасения и т.д. Высшая И-ая мысль – «истина веры». Откровение познается с
помощью мистического опыта, интуиции и вдохновения. Ценности вечны и неизменны.
Юридическое сознание данного общества свободно лишь от сомнений, не допускает
критики и обсуждения.
3. Интегральный (идеалистический) тип.
Связывает сверхчувственность и сверхрациональность. Расцвет: античная культура
(V–IV вв. до н.э.) и европейское
Возрождение (XII–XIV вв.). Главные составляющие И-ой
культуры – искусство, истина, мораль, право. Исходный принцип: действительность
многообразна и сочетает чувственный и идеациональный культурные ценности.
Сорокин там про идеациональную
культуру, потом чувственную, а сейчас про кризис Европейской цивилизации в
связи с упадком чувственной культуры
три диагноза: сведение настоящего
кризиса к проблеме противостояния идеологий (коммунизм против фашизма и т.п),
или личностей (черчиль против рузвельта); второй диагноз это просто гибель
культуры, как она описана у шпенглера, прост потому, что она старая. и третий
диагноз самого сорокина, что европа в кризисе в связи с падением чувственного
типа цивилизации, но что с этим кризисом можно справиться, т.е. он не означает
смерти культуры. и он критикует
первые два диагноза, говоря, что устранением "плохих" людей или
"плохих идеологий", как этого требует первый диагноз мы ничего не
добьемся, т.к. сами эти плохие люди - сталин, гитлер и т.п. это продукт упадка
цивилизации. сорокин видит 2 варианта развития событий: европа умрет или
европа переживет кризис переродится с новыми ценностями ...или это не отсюда
Комментариев нет:
Отправить комментарий