Зиммель Георг
(1858–1918) – нем. философ и социолог. Испытал воздействие идей раннего
позитивизма (Спенсер) и натурализма (Фехнер), а также Гегеля и Маркса. 3
этапа духовной эволюции З.: 1. натуралистический (прагматизм,
социал-дарвинизм, спенсеровский эволюционизм), 2. неокантианский (ценности и
культура по другую сторону природной причинности, источник творчества –
личность с ее способом видения, основные идеи о социологии культуры), 3. сосредоточенность
на проблеме жизни (жизнь – чистая и бесформенная витальность реализуется в
самоограничении посредством создания ею форм). На 3 этапе «более жизнь» и
«более чем жизнь» – формы культуры, относительно устойчивые образования,
противостоящие вечной текучести и изменчивости жизни. Культура противостоит не
только витальности, но и духовности (творчество и эмоции).
«Философия
культуры» была издана в 1911 году.
Гл. 1 Жизнь и
творчество.
Гл. 2 Истина.
Гл. 3 Единство
элементов мира.
Гл. 4 Разъединенность
элементов мира.
Гл. 5
Индивидуализм.
Гл. 6 Склонность
отдавать себе отчет; преодоление.
Гл. 7 Любовь.
Гл. 8 Развитие.
…
В том числе:
«Понятие и трагедия культуры», «О сущности культуры», «Изменение форм
культуры», «Кризис культуры», «Конфликт современной культуры» и др.
З. понимает под
культурой «совершенство души», которого она достигает не сама, а через
образование духовно-исторической деятельности рода: через науку, искусство,
государство, профессию. Действия, дающие нам культуру, связаны с целями и
средствами деятельности. Современный рост техники погружает нас в увеличение
количества средств и отдаляет от изначальной цели.
Другое
внутреннее противоречие современной культуры – преобладание формы над смыслом.
Форма становится самостоятельной и самоценной.
С одной стороны
средства жизни превосходят ее цели. С другой стороны объективные образования
культуры обретают самостоятельное (формальное) развитие. Опасность этих
процессов также в пресыщении культурой. В излишнем давлении множества форм.
Нарушение
порядка внутреннего и практического существования. Объективная культура
обгоняет субъективную культуру. Разветвления культуры З. сравнивает с
Вавилонской башней, связывающей отдельные части. Следовательно, происходящее
расхождение культур приведет к
уничтожению культуры по причине противоречий.
Формула судьбы
культуры, достигшей большой высоты: культура – постоянно сдерживаемый кризис.
Следовательно она (по причине объективности) стремится превратить жизнь в
бессмысленную и противоречивую. Отклонение культуры приводит к унификации.
Жизнь реализуется в самоограничении
посредством ею же самою созидаемых форм.
Культурные формы все равно тормозят
развитие жизни, но жизнь без кульутры не может. Извечный конфликт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий