С 1785 г. начал выходить его монументальный труд «Идеи к
философии истории человечества» (IdeenzurPhilosophiederGeschichtederMenschheit,
Riga, 1784—1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё
наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о
религии, поэзии, искусстве, науке. Восток,античность, средние
века, Возрождение, новое
время —
изображены ним с поражавшей современников эрудицией.
Гердер - контрпросветитель. История
человечества вытекает из истории природы, цель человечества - обрести истинную
реальность. что народы развиваются в отличае от географического положение
- богатый север, бедный юг.
И, наконец, религия — вот высшая
гуманность человека; не удивляйтесь тому, что я отношу религию к человечности.
Ведь если преимущество человека — в рассудке, то рассудок занят выискиванием
связи между причиной и следствием; там, где рассудок не усматривает причины, он
ее предвосхищает.
Своими
истоками «наука о культуре», т. е. КУЛЬТУРОЛОГИЯ, уходит в эпоху Просвещения.
Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый
процесс, включающий в себя историческую
периодизацию и внутренние закономерности.
Одной
из крупнейших фигур европейского Просвещения, оказавшей существенное влияние на
развитие культурологической мысли, был Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803).
Гердер вошел в историю европейской социально-философской мысли как основоположник историософии, предложивший оригинальную трактовку исторического процесса. Его считают также одним из создателей оригинальной исторической теории языка, основные положения которой были в дальнейшем использованы Гумбольтом, Штейнталем и Потебней при разработке «философии языка». Многие исследователи (прежде всего отечественные) видят в нем отца-основателя современной культурологии, утверждая, что именно он сформулировал проблему культуры как проблему теоретического знания. С этими суждениями в принципе можно согласиться, ибо действительно Гердер первым дал определение культурного прогресса и раскрыл его содержание. Ему же принадлежит идея об особой эвристичности культурологического подхода, который, с его точки зрения, дает более весомые результаты, чем все остальные. Наконец, Гердер выдвинул и обосновал тезис о цели человеческой истории, состоящей в том, чтобы «шире распространять гуманный дух и культуру человеческого рода».
Культурологическая концепция изложена в самом известном и самом значительном произведении Гердера «Идеи к философии истории человечества» (Т. 1-4, 1784-1791). Это первый исторический портрет человечества. Гердер исходил из идеи многообразия человеческой природы. В природе люди многообразны. У Гердера несколько антропологических центров, несколько пунктов возникновения человеческого рода. Человечество - плюрально. («…у Гердера прослеживается линейно-плюралистическая концепция…», - отмечают современные исследователи). Есть несколько видов человечества. Они отличны, но для Гердера они равны по своим природным качествам.
Гердер вошел в историю европейской социально-философской мысли как основоположник историософии, предложивший оригинальную трактовку исторического процесса. Его считают также одним из создателей оригинальной исторической теории языка, основные положения которой были в дальнейшем использованы Гумбольтом, Штейнталем и Потебней при разработке «философии языка». Многие исследователи (прежде всего отечественные) видят в нем отца-основателя современной культурологии, утверждая, что именно он сформулировал проблему культуры как проблему теоретического знания. С этими суждениями в принципе можно согласиться, ибо действительно Гердер первым дал определение культурного прогресса и раскрыл его содержание. Ему же принадлежит идея об особой эвристичности культурологического подхода, который, с его точки зрения, дает более весомые результаты, чем все остальные. Наконец, Гердер выдвинул и обосновал тезис о цели человеческой истории, состоящей в том, чтобы «шире распространять гуманный дух и культуру человеческого рода».
Культурологическая концепция изложена в самом известном и самом значительном произведении Гердера «Идеи к философии истории человечества» (Т. 1-4, 1784-1791). Это первый исторический портрет человечества. Гердер исходил из идеи многообразия человеческой природы. В природе люди многообразны. У Гердера несколько антропологических центров, несколько пунктов возникновения человеческого рода. Человечество - плюрально. («…у Гердера прослеживается линейно-плюралистическая концепция…», - отмечают современные исследователи). Есть несколько видов человечества. Они отличны, но для Гердера они равны по своим природным качествам.
В «Идеях» наиболее полно проявился исследовательский метод Гердера — его
стремление рассматривать явления природы и общественной жизни в развитии, с
исторической точки зрения.
Гердер в своем труде дает подробную
характеристику исторической жизни
народов мира. Его исторические экскурсы свидетельствуют об огромной эрудиции автора,
хотя он, естественно, и допускает неточности, вызванные состоянием исторической науки в XVIII в. Гердер
ставит перед собой задачу: проследить, в силу каких причин
естественного (географического) и общественного порядка тот или иной народ
*
Согласно «Краткой
философской энциклопедии» метод (от греч.
methodos – путь, исследование, прослеживание) – это способ достижения
определенной цели, совокупность приемов или операций практического или
теоретического освоения действительности1. Соответственно, в области изучения
культуры под методами следует понимать совокупность аналитических приемов,
операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени,
конструирующих предмет культурологического исследования.
выдвинулся
на исторической арене своими духовными достижениями, степенью развития литературы и искусства. Наиболее блестящие
страницы «Идей» в этом плане посвящены Древней Греции, которая характеризуется
Гердером как колыбель человеческой культуры. Исторический взгляд в эстетике
Гердера все время корректируется просветительской идеологией. Объясняя
своеобразие культурной жизни определенного народа, мыслитель никогда не
забывает оценить ее с точки зрения современных человеческих интересов, что
придает его работе актуальное значение.
Гердер
рассматривает общественное развитие в
историко-географическом ключе. В своем существовании он определяется
географическими условиями его бытия. Однако географические условия являются
только толчком для начала культурного процесса.
Он последовательно анализирует
группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные
условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером
цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также славянский
мир, культура Германии и т. д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый
регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны,
подчеркивают его оригинальность, а с другой представляют его как этап развития
человеческой культуры вообще. Культурность
человека - не природный продукт. Человек сам несет за нее ответственность. Тем
не менее, географическая среда создает предпосылки для различия рас. Расовые
типы, согласно Гердеру, неизменны. Наиболее продвинутой, т.е. склонной к
постоянному развитию расой, является европейская.
Активно
используемый философом историзм в
исследовании культуры, позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;
явился попыткой выявить ее подлинные закономерности; содействовал формированию
методов ее постижения. Гердера интересовала историческая эволюция человечества,
взаимосвязь между эпохами, проблемы единства природы, общества и культуры. Но
особые надежды возлагались на возможности совершенствования Человека, развития
в нем благородства, милосердия и гуманности. На этом общем духовном фоне
возникает наука о культуре как философия истории человечества.
Его значение в истории философской и
эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он стал рассматривать
общественные и литературные явления с исторической точки зрения. Гердер изучал
литературу и искусство в тесной связи со всей жизнью человечества, подчеркивал
их обусловленность языком, нравами, психологией, образом мыслей того или
другого народа на определенной ступени его исторического развития (вводил в
науку новый, исторический метод
исследования).
«Человек
каким-то непостижимым путем делает скачок от животного к самому себе, от
природы к истории. Ответить на эти вопросы, разгадать их - задача философии
истории».
Философско-исторический
подход к исследованию феномена культуры претендует на то,
чтобы раскрыть механизмы порождения,
возникновения самой человеческой истории.
Философский
взгляд на историю развит И. Гердером, который рассматривал ее в контексте
эволюции.
Для Гердера история человека начинается с момента зарождения Вселенной. Человеческая жизнь невозможна без соотнесения ее с окружающим человека миром природы. Главная особенность всех уровней мироздания заключается, по мнению Гердера, в том, что нижние его "этажи" подготавливают появление верхних. Природа в целом - телеологична, т.е. обладает внутренней целью. Цель эта состоит в том, чтобы создавать все более совершенные организмы. Гердер описывает последовательные этапы развития мира - от возникновения солнечной системы к возникновению Земли; от геологической стадии земной эволюции к появлению первых растительных существ; от растений к животным; от животных к человеку. При этом предшествующие стадии вполне реализуют себя именно в появлении следующих стадий. В мире ничто не существует само по себе, обособленно. Всякий организм существует в качестве мостика для другого, более совершенного организма. И только в человеке природа обнаруживает себя полностью. Человек, согласно Гердеру, существует не для чего-либо другого, более высокого, но для самого себя. Он - кульминация природы, вершина развития. Человек - самоцель. В его разумной, нравственной деятельности аккумулируются все природные силы и возможности.
Правда, человек не является вершиной эволюции с самого своего появления в мире. Человек создает себя сам из природного материала. Человек - культурное существо, т.е. существо образовывающее, воспитывающее себя. По мнению Гердера, "золотой век" человека не находится в начале человеческой истории, как считал Руссо. Вначале человек дик и некультурен; творение человека (самотворение) начинается позже. "Золотой век" человека впереди.
.
Для Гердера история человека начинается с момента зарождения Вселенной. Человеческая жизнь невозможна без соотнесения ее с окружающим человека миром природы. Главная особенность всех уровней мироздания заключается, по мнению Гердера, в том, что нижние его "этажи" подготавливают появление верхних. Природа в целом - телеологична, т.е. обладает внутренней целью. Цель эта состоит в том, чтобы создавать все более совершенные организмы. Гердер описывает последовательные этапы развития мира - от возникновения солнечной системы к возникновению Земли; от геологической стадии земной эволюции к появлению первых растительных существ; от растений к животным; от животных к человеку. При этом предшествующие стадии вполне реализуют себя именно в появлении следующих стадий. В мире ничто не существует само по себе, обособленно. Всякий организм существует в качестве мостика для другого, более совершенного организма. И только в человеке природа обнаруживает себя полностью. Человек, согласно Гердеру, существует не для чего-либо другого, более высокого, но для самого себя. Он - кульминация природы, вершина развития. Человек - самоцель. В его разумной, нравственной деятельности аккумулируются все природные силы и возможности.
Правда, человек не является вершиной эволюции с самого своего появления в мире. Человек создает себя сам из природного материала. Человек - культурное существо, т.е. существо образовывающее, воспитывающее себя. По мнению Гердера, "золотой век" человека не находится в начале человеческой истории, как считал Руссо. Вначале человек дик и некультурен; творение человека (самотворение) начинается позже. "Золотой век" человека впереди.
.
Гердер:
«Человеческая
культура – ковер, сотканный разными нитками. Каждая культура создает свой образ
человечества».
«Культура
состоит из языка, науки, семьи, государства, религии, ремесла, искусства.
Человечество должно пройти несколько этапов развития культуры. Культурное
развитие человечества не имеет конечной цели. Гердер считает, что человек
обязан постоянно совершенствоваться, но так и не достигнет своей цели. Культуры
разных народов появляются в разные периоды истории и существуют в пространстве,
являясь самобытными уникальными образованиями».
Комментариев нет:
Отправить комментарий